Всеволжская Клиническая Межрайонная Больница

Историческая справка

Начало истории станции скорой медицинской помощи на территории нынешнего Всеволожского муниципального района теряется в первой половине XX века. Имеется архивная запись от 16 октября 1940 года: «… с 9 октября на должность шофера автомашины «Скорая помощь» назначить Ефимова Якова Ивановича. Освободить с должности Карконена с переводом на должность шофера автомашины подсобного хозяйства». При закрытии в 1939 году хирургического отделения на ремонт, больных переправляли на автомашинах в больницы Дубровки, Ириновки и Ленинграда. Старожилы утверждают, в военное время при Всеволожской больнице служил фельдшер, ездивший на вызовы на медицинской повозке. Люди обращались в больницу редко, так как местное население резко сократилось, к тому же не было разветвленной телефонной связи. С учетом жителей всех окрестных деревень, на территории проживало около 15 тысяч человек. Фельдшер выезжал на вызов либо при обращении родственников заболевшего, если те не могли сами довезти пациента до больницы, либо по направлению участкового доктора. То есть бригада СМП в основном занималась транспортировкой пациентов.

Согласно архивным данным В 1944 году во Всеволожской больнице появилась одна машина скорой помощи, но конными повозками продолжали пользоваться до середины пятидесятых годов.

Как отдельное подразделение станция скорой и неотложной помощи сформировалось уже после войны. В 1948 году отделение скорой медицинской помощи возглавила старший фельдшер Надежда Александровна Веселова, участница Великой Отечественной войны. Фельдшеры-фронтовички на вызовы ходили пешком, выезжая на конной повозке или автомобиле только на «срочные». Конную повозку использовали и для быстрейшей доставки акушерки или хирурга в стационар при необходимости экстренной операции. Вызовов для небольшого коллектива хватало с избытком: сказывались послевоенные эпидемии и голод. В обязанность трех фельдшеров и двух кучеров-санитаров входила также заготовка сена для коня по прозвищу Мальчик.

В 1955 году на станции появились новые санитарные машины — «ПАЗы-653». К моменту переименования поселка Всеволожский в город Всеволожск (1963 год) скорая уже имела одиннадцать автомобилей и первую в области рацию. У каждой бригады был свой кардиограф. Основными автомобилями скорой помощи в 1960-х годах стали специализированные «РАФы-977», на эти машины впервые установили проблесковые маячки.

В 1960 году было построено отдельное здание станции скорой помощи на Всеволожском проспекте. В этом «временном» здании с удобствами на улице станция просуществовала до 1989 года.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов в ОСМП появились специализированные «Волги», но применялись они как санитарный транспорт. Для бригады интенсивной терапии предназначался «РАФ-2203», а для линейных бригад основной «лошадкой» на долгие годы стал «УАЗ‑452», он же «буханка», он же «таблетка».

РАФ-2203
raf2203

В так называемые «застойные годы» Всеволожск был дачным центром Ленинграда. В дачный сезон население увеличивалось втрое, поэтому медперсонал скорой летом работал особенно много. На дачах полным-полно ребятишек. В начале 80-х годов пришлось открывать специализированную педиатрическую бригаду.

Отдельно надо сказать о диспетчерской. Диспетчерская на скорой — удивительный сплав опыта и знаний. Кто уже не мог выезжать на вызовы, пополняли ряды фельдшеров по приему звонков от населения. Они досконально знали весь район обслуживания: все «остановки», «деревянные магазины», «колонки» и прочее. Сами многократно бывавшие в сложных ситуациях, они всегда могли дать совет как тем, кто вызывал скорую, так и своим молодым коллегам.

В 1979 году произошло объединение разрозненных отделений всех служб СМП Всеволожского района вокруг сильной во всех отношениях станции скорой медицинской помощи во Всеволожске. Объединение позволило улучшить качество скорой медицинской помощи, ввести единые алгоритмы ее оказания, начать строительство новой современной станции скорой медицинской помощи.

В 1981 году во Всеволожске начали строить новейшую, удобную и современную, станцию скорой медицинской помощи, завершилось строительство в 1989 году.

В трудное перестроечное и постперестроечное время станция продолжала развиваться. Одним из толчков к развитию послужило решение создать на базе отделения скорой медицинской помощи и кардиологического отделения больницы реанимационную кардиологическую бригаду.

Бригада входила в состав отделения СМП, но территориально находилась при кардиологическом отделении, что позволяло врачам «скорой» после доставки больного в стационар участвовать в его дальнейшем лечении, клинических разборах, повышать свою профессиональную квалификацию. Результат создания бригады не замедлил сказаться: за первый год работы бригады летальность от острого инфаркта миокарда снизилась с 20 до 14 процентов

С 1993 года существует пункт приема электрокардиограмм по телефону с проведением дистанционных кардиологических консультаций для врачей скорой и амбулаторий. Вначале работали на аппаратуре «Волна», потом появилась компьютерная система, затем система «Тиреотон». Такая практика, применяемая много лет, дает очень хорошие результаты, помогая сотрудникам скорой не пропустить острые формы ишемической болезни сердца и правильно оказать медицинскую помощь. При обращении заполняется дистанционная карта консультации, тем самым создается база кардиологических больных. Сегодня электрокардиограммы в консультативный центр Всеволожской больницы поступают не только с территории района, но и со всего Северо-Запада Ленинградской области.

В 2007 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в отделение поступили новые «Газели» с нужной аппаратурой. Срок годности автомашин и аппаратуры — от пяти до семи лет, только не учитывается тот факт, что машины СМП работают не восемь, а все 24 часа, то есть круглые сутки. Бригады меняются, а техника используется безостановочно месяцами. В истории «скорой» была машина, на которой обнулился счетчик, потому что она прошла больше миллиона километров.

С началом действия программы «Модернизация здравоохранения в Ленинградской области на 2011-2012 годы», а также приходом во Всеволожскую больницу нового главного врача Константина Викторовича Шипачева, ситуация в отделении кардинально изменилась. За короткий промежуток времени в отделении не осталось ни одной машины со сроком эксплуатации более пяти лет.

К 2014 году оснащение «скорой» стало соответствовать всем порядкам по оказанию скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе. К 2015 году практически во всех пунктах отделения скорой медицинской помощи проведен ремонт, закуплена новая мебель. Сформированы дополнительные подстанции скорой медицинской помощи в в поселках им. Свердлова, им. Морозова, Павлово, Дубровке, Кудрово.

В сентябре 2016 года отделение скорой помощи и приемное отделение Всеволожской КМБ стали участниками пилотного проекта, в результате было образовано новое стационарное отделение скорой медицинской помощи.

Сегодня на территории, которую обслуживает станция скорой медицинской помощи Всеволожской КМБ, проживает почти 160 тысяч человек – это часть Всеволожского района от Ладожского озера до Невы и северной границы Санкт-Петербурга. Всего на станции работает 89 человек, 13 машин скорой помощи, из них 8 во Всеволожске, 2 в Кудрово, по одной в поселке имени Морозова, Красной Звезде и Дубровке. За 2016 год специалисты станции обслужили 43 тысячи выездов – от 12 до 24 выездов на бригаду в сутки.